Политические союзы

Политические союзыПервоначальные политические союзы людей неразрывно сливаются в одно целое с экономическими союзами, иными словами. при подобном состоянии вещей не может быть еще и речи об отделении экономической организации общества от политической». Кроме того, Зибер много внимания уделил исследованию процессов обмена и дарообмена. Для него общинность хозяйства создает специфические социальные принципы жизни — гостеприимство, дарение являются не столько добродетелями, сколько необходимыми условиями жизни. Общность имущества предполагает то, что люди охотно делятся своим, но «жаждут и чужого» — дарение предполагает обязательное обратное отдаривание, иногда собирание собственности осуществляется лишь для показного ее распределения. Дарение служит процессом, конституирующим социальные отношения в общине; предвосхищая Мосса, Зибер писал: «. Прямой целью дарения является поддержание общинно-родовых связей». Но в отличие от Мосса, он считал общинное хозяйство замкнутым, в котором экономического обмена не существовало. Много внимания Зибер уделяет понятиям собственности у примитивных народов, роли семьи и родовым отношениям в рамках хозяйственных организациях.

Итак, «. Зибер показал на огромном историческом материале многих народов, что общинная форма собственности и общинное землевладение совсем не является исключительно русскими институтами, что через эти формы прошли все народы», — отмечал Н. А. Цаголов. Действительно, это было довольно веское слово в историческом споре народников с марксистами, но основная дискуссия была еще впереди. Зибер умер в 1888 г., после него не осталось школы, да и работы его были впоследствии почти забыты. Его обращение к социальным основам хозяйства примитивных народов было первым, хотя и робким, может быть, и неосознанным шагом в становлении традиции социальноэкономического анализа в России.