Личные проблемы

Личные проблемы3 Фратерналистская. Владелец такой компании выполняет роль «лидера». Иерархия во внутрифирменных отношениях старательно сглаживается. Отчетливо выражено желание принимать решения коллегиально. Руководитель считает необходимым обсуждать их содержание, разъяснять подчиненным заложенный в них смысл, заручиться их осознанной поддержкой. Подчиненным представляется достаточная самостоятельность, дело во многом строится на доверии. Работа организована гибко, предполагаются взаимопомощь и поддержка как со стороны руководителей, так и со стороны наемных работников. Любая неудача воспринимается как общая проблема. Отношения между сотрудниками носят подчеркнуто неформальный характер. Строгого деления на рабочие и личные проблемы не существует. Таких компаний в 90-е гг. прошлого века в России было немало. Поскольку в это время доверие, на котором строились отношения между их руководителями, носило межличностный характер, как это было в XIX в., а не основывалось на экспертном знании. Другими словами, бизнес-организации такого типа создавались одноклассниками, однокурсниками ит. д., которые безоговорочно верили в человеческие качества друг друга и поначалу не очень интересовались профессиональными качествами своих сотрудников. Как показывает практика, обычно руководителями таких компаний являлись либо двое, либо четверо владельцев.

4 Партнерская. Владелец такой компании — «координатор». В такой компании управленческая иерархия выражена неявно. Решения принимаются на основе общего обсуждения, когда каждый сотрудник имеет возможность внести предложения в соответствии со своей компетенцией и квалификацией. Наемные работники должны понимать смысл принимаемых решений и иметь возможность самостоятельно их выполнять. За каждым сотрудником четко закреплены соответствующие функции, причем текущий контроль, как правило, не предусмотрен. Но окончательная ответственность за оговоренный участок работы путем заранее оговоренных формальных процедур возлагается на конкретного работника. Невзирая на коллегиальность, отношения деперсонифицированы, переведены на служебно-контрактную основу. Никто не считает необходимым налаживать внеслужебные отношения или вникать в личные дела кого-либо.