Неоинституционализм Грано

Неоинституционализм ГраноВ качестве примера различия подходов новой экономической социологии и неоинституционализма Грано веттер приводит проблему разделения рынков и иерархий, поставленную в 1970-е гг. Уильямсоном. Как известно, последний на основной вопрос, поставленный Коузом: «Почему существует фирма? » — давал совершенно определенный ответ: «Отношения обмена на рынке осуществляются не автоматически, а имеют определенные издержки, называемые трансакционными». Там, где трансакционные издержки невелики, действует рынок; там же, где трансакционные издержки значительны, происходит организация экономических отношений в рамках фирмы. Внутри фирмы многие проблемы, трудно разрешаемые в рыночных условиях, получают совершенно иной статус, и их решить гораздо легче. Ошибка Уильямсона, с позиции Грановеттера, — в том, что рынок понимается как атомизированный безличный рынок неоклассической экономической науки. В реальности атомизированного рынка нет, экономический обмен всегда персонализирован, то есть вложен в сеть социальных отношений. Это означает, что трансакционные издержки могут и не быть велики в условиях рыночных отношений, но при наличии социальных структур или сети социальных отношений фирмы могут оставаться отдельными участниками рыночных отношений, слияние их в одну фирму необязательно.

Кроме того, не вполне оправдывается и другой постулат Уильямсона, что якобы в рамках структуры фирмы многие проблемы решаются легче, чем на рынке. Любая фирма как бюрократическая структура дифференцируется, и часто подразделения фирмы стремятся к самостоятельному существованию внутри фирмы, а конфликты между ними разрешаются совсем не легко. В другой работе 1994 г., названной Businessgroups, Грановеттер обращается к исследованию альянсов или организации группировок в деловых кругах. В противовес основному вопросу Коуза: «Почему существует фирма? » —Грановеттер ставит другой вопрос: «Почему фирмы объединяются в группы? » В чем природа групповой организации бизнеса? Под категорией «бизнес-группа» Грановеттер понимает объединение фирм, связанных формальными и неформальными видами отношений. Однако бизнес-группы невидимы для исследователя, поскольку сеть социальных отношений, объединяющих фирмы, не выставляется для всеобщего обозрения. Но есть невидимые виды бизнес-групп, это так называемые «маргинальные виды» — холдинговые организации, картели или тресты.