Форма стоимости

Форма стоимостиВ полной форме стоимости, в отличие от простой формы, происходит важнейшее изменение. С установления многосторонности меновых отношений стоимость отдельного товара стремится к независимости от того эквивалента, который она встречает в другой товарной форме. Причина состоит в том, что за новыми более сложными формами стоимости стоят более развитые и регулярные меновые отношения. Теперь каждое отдельное отношение обмена двух владельцев товаров перестает носить случайный характер, оно становится общественно необходимым. Теперь любой владелец товара способен найти выражение стоимости своего товара в товаре всякого другого товаровладельца, если, конечно, как и в случае с простым меновым отношением, речь не идет об аналогичной потребительной стоимости. Всякий товар начинает играть роль эквивалента или значения стоимости любого иного товара. Правда, эквивалентная форма стоимости при таких меновых отношениях никогда не становится устойчивой, исключительной для определенной потребительной стоимости.

Следующей ступенью развития обмена становится всеобщая форма стоимости. Здесь общество приходит к практике использования в качестве эквивалента стоимости любого товара лишь одного-единственного конкретного товара. Эквивалентная форма является не просто единственной, но еще и единообразной, а значит, необходимо навязываемой всем товаровладельцам. По словам К. Маркса, «вместе с тем обнаруживается, что так как стоимость товаров представляет собой чисто общественное бытие этих вещей, то и выражена она может быть лишь через всестороннее общественное отношение, что форма товарной стоимости должна быть поэтому общественно значимой формой». Подобная ступень развития меновых отношений фиксирует то, что в масштабах всего данного общества все конкретные формы труда сводятся к общему моменту человеческого труда вообще, т. е. к затрате человеческой рабочей силы. Всякий человеческий труд принимает облик, воплощенный в телесной форме всеобщего эквивалента. Вместе с тем товар, ставший всеобщим эквивалентом, перестает в масштабах общества принимать относительную форму стоимости, он должен исчезнуть из сферы потребления. Его удел — служить исключительным знаком стоимости для всех, и в этой своей форме выражать, с одной стороны, «общественное бытие» вещей, а с другой — социальные отношения товаровладельцев. Такой товар знаменует движение от неовеществленных социальных отношений к овеществленным.