Корпоративное управление

Корпоративное управлениеКорпоративное управление в компаниях с дисперсной собственностью имеет ряд особенностей. В частности, оно должно обеспечивать формирование исходных пропорций и воспроизводство структуры собственности, не снижающие управляемость компании. Решение этой задачи требует проведения модельных расчетов. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что наиболее опасной ситуацией для сохранности сбережений и стабильности в обществе является резкий массовый отток средств из организаций, в которые были вложены деньги инвесторов. Социально-политические последствия такого события, в частности, могут включать рост скрытого недовольства населения пассивной политикой органов местной и государственной власти, а также активные массовые формы выражения своего несогласия. Поэтому предупреждение панического вывода капитала также является одной из важнейших задач корпоративного управления в компаниях с дисперсной собственностью.

Подводя итог, перечислим перспективные направления исследования в социологической теории фирмы.

— Можно ожидать новых результатов, если связать теорию фирмы с социологическими теориями доверия и риска. Прообраз такой возможности показан в работе Фрэнсиса Фукуямы. Например, в стране с низким уровнем межличностного доверия бизнес организуется преимущественно в виде семейных фирм. На определенном этапе развития они сталкиваются с серьезными трудностями. В частности, затруднен допуск к управлению компанией сторонних менеджеров, усложнено делегирование им необходимых полномочий, что ограничивает рост компаний.

— Большим потенциалом обладает социологический анализ теории фирмы, рассматриваемой в рамках концепции групп, заинтересованных в ее деятельности. В ней предполагается учет отношений не только между акционерами и менеджерами, но и между всеми другими участниками, имеющими отношение к компании. «Привязки» к базовым социологическим теориям позволят придать концепции целостный и инструментальный характер.

— Специфика организации и поведения фирмы в значительной мере зависят от социокультурного фактора. Например, исторически корпорации в исламских странах появились значительно позже, чем в европейских. Следование исламской этике бизнеса и проектирование контрактов в соответствии с требованиями этой религии позволяют уменьшить уровень проблемы в отношениях между принципалом и агентом.