История социологического и экономического анализа рынка

История социологического и экономического анализа рынкаПредставив также рассмотрение истории социологического и экономического анализа рынка, Сведберг агитирует в пользу интеграции обоих подходов, он подчеркивает значимость и необходимость веберовского метода анализа рынка, в котором последний понимается не только как отношения обмена, но и как система контрактных отношений. Следуя веберовской традиции, Сведберг представляет и идеальный тип социальной структуры рынка — он выделяет доисторический тип рынка, ранний тип рынка, средневековый городской рынок и современный рынок. Современный рынок он анализирует как рынок труда, капитала, потребительский рынок и рынок производственных товаров.

В последнее время Сведберг обращается к таким темам в экономической социологии: социология предпринимательства и социология капитализма. Но все же основной темой в творчестве Сведберга является история экономической социологии. В этом мы видим основные его достижения и значимость его работ для экономической социологии.

Завершая анализ развития экономической социологии в 1960-е—1980-е гг., нам хотелось бы отметить, что характер ее развития довольно неравномерный: в 1960-е гг. после развития экономико-социологической традиции в США в рамках структурно-функционального анализа начинается процесс институционализации экономической социологии, она становится признанной отраслью социологического знания и академической дисциплиной, во многом благодаря Смэлсеру публикуются учебники и учебные пособия по экономической социологии. В 70-е гг., особенно в первой половине, наступает относительный перерыв в развитии экономической социологии, это связано в определенной мере с тем, что структурно-функциональная парадигма в американской социологии исчерпала себя, начинается поиск новых подходов. В 1980-е гг. экономическая социология уже настолько уверенно себя чувствует, что начинает собственное рефлексирование — Сведберг, следуя парсоновско-смэлсеровской традиции в социологии и шумпетеровской традиции в экономике, создает свой собственный подход к анализу истории экономической социологии. Но в середине 1980-х гг. в экономической социологии наступает момент внутреннего перелома: все больше исследователей отходят от структурно-функционального метода в сторону новых подходов — возникает так называемая «новая экономическая социология», или «новая социология экономической жизни» в противовес старой «социологии экономической жизни» Парсонса—Смэлсера. Основным представителем этого нового течения, которое зародилсь опять-таки в Гарварде, является Марк Грано веттер.