Разрыв с утилитаристской и позитивистской концепциями

Во-первых, Парсонс не стремится к простому изложению идей Парето, Маршалла, Дюркгейма и Вебера, все авторы интересуют его только с одной точки зрения — как в их теориях происходит разрыв с утилитаристской и позитивистской концепциями действия в сторону так называемой волюнтаристской теории действия. По сути дела, это не описание теорий, а создание посредством анализа теоретических работ общей теории социального действия. В этом Парсонс видит единство и прогресс социологической теории.

Во-вторых, в процессе исторического анализа Парсонс создает свою собственную теорию действия. Основные понятия теории социальных систем и теории действия были заложены именно в этой работе, здесь уже есть схема действия; понятие actor http://kursvalyuty.ru/nachalo-raboty-na-forekse/; система координат действия, заложен метод анализа — структурный анализ действия.

Общее значение работы, на наш взгляд, — в том, что Парсонс пытался преодолеть утилитаристскую концепцию действия, разработанную в экономике, и бихевиористскую концепцию, разработанную в социологии, достичь реального синтеза позитивистской социологии Дюркгейма, где социальное целое объявляется главным в социологии, и понимающей социологии Вебера, где индивидуальные действия складываются в социальное целое. В определенном смысле Парсонс формулирует основной вопрос социологии — что первично: структура или действие? С одной стороны, его не устраивает социологизм Дюркгейма, где социально-коллективное поглощает индивидуальное и личностное; с другой стороны, он не согласен и с тем «социальным вакуумом», в котором происходит социальное действие у Вебера. В этом новом синтезе есть движение Парсонса вперед, по сравнению с классической социологией, он преодолевает их уровень, хотя и остается в русле традиций классической социологии — здесь налицо преемственность и развитие.