Качественная характеристика

Качественная характеристикаЧто происходит в обмене с точки зрения ценностного подхода? В обмене каждая сторона придает субъективную ценность той вещи, которой обладает, и той, которой хочет обладать. При этом вещи, участвующие в обмене, сравниваются и с системой потребностей, и с другими вещами, способными замещать данную потребность. Если вам, например, очень хочется купить iPhone, то, как бы вы ни любили его, вы понимаете: это всего лишь телефон, вы сравниваете его с другими телефонами, и немаловажную часть в этом сравнении играет не только качественная характеристика, а цена — вы понимаете, что за цену iPhone вы можете купить два примерно аналогичных телефона. Тогда в игру вступают и другие вещи, которые вы можете купить на сдачу, т. е. рассматриваются не сингулярные объекты, а наборы благ за определенную сумму денег. Потом вы приходите к выводу: зачем вам вообще iPhone, если у вас уже есть другой телефон, а деньги лучше вообще потратить на другое и т. д. Однако все это субъективная ценность, которая может стать еще только интерсубъективной — подтвержденной другими людьми. Объективной ценность становится только тогда, когда вы обменяете свои потом и кровью заработанные студенческие деньги на вещь, которую хотите купить.

Итак, обмен с социологической точки зрения — это процесс объективизации субъективных ценностей. В обмене подтверждается субъективная значимость вещи для каждой из сторон и устанавливается путем торговли объективная пропорция обмена. Обмен —ив этом его важнейшая социальная функция — выводит индивидуальный ценностный мир человека в социальный мир объективных отношений. Ценность — это не стоимость и цена, стоимость предполагает затраты на производство вещи, но важна не ваша индивидуальная стоимость, а средняя по отрасли; цена предполагает, за сколько данный товар продается, но опять же важно то, не за сколько он вам продается, а за сколько он всем продается; цена зависит от разных факторов, но в общем случае цена определяется спросом и предложением. Ценность в обмене — это, в отличие от цены и стоимости, субъективная оценка продукта.