Доходность предприятия

Доходность предприятияВысокая доходность предприятия обеспечивалась прежде всего за счет его исключительного положения по отношению к другим участникам рынка. Компания длительное время сохраняла монополию на специи в Европе и в региональной азиатской торговле. Вдали от метрополии это достигалось посредством угрозы применения военной силы, вытеснения европейских конкурентов, навязывания дискриминационных контрактов местным правителям, насильственного внедрения в крестьянские хозяйства «экспортных культур» и других приемов. Стартовое преимущество монополии над местными торговцами давал «огромный» по тем временам капитал, который удалось быстро собрать во многом благодаря открытой подписке на акции. Они торговались в Амстердаме на бирже, учрежденной компанией в 1602 г., а их цена сильно зависела от успехов и неудач очередных экспедиций. В этот год было открыто 1143 акционерных счета, а к 1679 г. их число увеличилось до 1770.

Внутри страны монопольное право на торговлю с заморскими территориями изначально было даровано компании государством. Ее директорами и участниками были представители богатейших купеческих и регентских семей, деятели церкви, великий пенсионарий и статхаудер. Это способствовало установлению на какое-то время сравнительно гармоничных отношений между патримониальным государством и директоратом компании, которые также стали фактором успеха «сверху» на стадии ее становления.