Компонентные фирмы

Компонентные фирмыТаким образом, бизнес-группы могут быть разнообразными по своей структуре и видам, отмечает Грановеттер, но связаны отношениями социальной солидарности — сеть социальных структур объединяет их в одно целое. Обычно все компонентные фирмы в группе связаны отношениями доверия и лояльности друг к другу. Бизнес-группы основаны на общей морали, именно она, воспроизводясь сетью социальных отношений, является основой объединения. Фирмы принимают ее не потому, что доверие выгодно в экономическом смысле, но потому, что без отношений доверия не может быть объединения как такового. Итак, подчеркивает Грановеттер, причина объединения фирм в организованные группы не только в экономической эффективности, скорее объединения и альянсы основаны и воспроизводятся сетью социальных структур и неформальных личностных отношений. Таков подход новой экономической социологии к проблеме природы фирмы и объединения фирм; как мы видим, он противостоит неоинституционализму, но между ним и новой экономической социологией нет взаимного неприятия. Наоборот, неоинституционализм признает значимость экономической социологии в объяснении экономических институтов, а новая экономическая социология признает заслугу неоинституционализма в постановке некоторых ключевых вопросов социолого-экономической теории. Не случайно работа Уильямсона Transactions costs economics and organisation theory включена в «Руководство по экономической социологии» Смэлсера и Сведберга.

Кроме сетевого подхода в новой экономической социологии представлен социокультурный анализ экономических явлений. В новой экономической социологии наилучшими и самыми интересными в этом направлении являются работы В. Зелизер. В 1978 г. она опубликовала в American Journal of Sociology работу Human values and the market: the case of life insurance and death in 19 century America. Именно эта работа впоследствии была включена Грановеттером и Сведбергом в их «Социологию экономической жизни» в 1992 г. В 1979 г. Зелизер опубликовала книгу Morals and markets: the development of life insurance in the United States, а в 1985 г. книгу Pricing the priceless child: the changing social value of children, И в 1990-х гг. Вивьяна Зелизер продолжает активно заниматься вопросами экономической социологии, предметом ее исследования становятся деньги как объект изучения социологии, а в самое последнее время — проблемы взаимосвязи личных взаимоотношений людей и экономики. В самой последней ее книге Economic Lives: How Culture Shapes the Economy заново рассматриваются все эти проблемы с позиции уже нашего времени.