Неквалифицированный труд

Неквалифицированный трудПодобная организация получила свое распространение также в транспортировке грузов и строительстве. Например, при возведении пирамид в Гизе все работники были разделены на квалифицированных и неквалифицированных. Крестьяне как неквалифицированная рабочая сила в строительстве использовалась лишь на вспомогательных работах и лишь в период половодья, т. е. когда они были свободны от сельскохозяйственной деятельности. Ремесленники и писцы, привлеченные к строительству пирамид, осуществляли квалифицированный труд постоянно. Несмотря на то что строительство пирамид представлялось высшей государственной деятельностью, а работники, занятые в этой сфере, вне зависимости от квалификации имели приоритеты в своем положении, все же неквалифицированный труд имел менее высокую оценку, чем квалифицированный. Как свидетельствуют раскопки на местах предположительных бараков строителей, ремесленники и рабочие жили отдельно, в двух разных деревнях. Для писцов и ремесленников был специально построен «Город мастеров», что подчеркивало их особый статус. Более содержательный труд ценился выше. Еще одним интересным обстоятельством, указывающим на общественную оценку значимости труда, является то, что благодаря усердию и трудолюбию любой египтянин мог рассчитывать на повышение в должности. Исторические документы времен строительства пирамид свидетельствуют о том, что должности не передавались по наследству, а присваивались за достижения в труде.

Пирамиды были призваны увековечить фараона, который для древних египтян олицетворял божество и представлял важнейший консолидирующий элемент общества. Следовательно, трудовая деятельность по их строительству играла важнейшую роль в воспроизводстве всей социальной системы Древнего Египта. Труд выступал средством служения царю, соответственно, условием социальной причастности к обществу и его воспроизводству. Характеристика этой деятельности имела оттенок зависимости, поскольку подавляющая часть работников называлась «меру», что переводится приблизительно как «крепостной» или «находящийся в кабале». Однако основная масса занятых в общественном производстве, хотя и была подневольной, не являлась рабами. В ту эпоху рабы представляли крайне узкий сегмент трудового населения.