Коллективный труд

Коллективный трудИз-за подчиненности силам природы то, что люди взаимно делали друг для друга, осуществлялось без установленной ими меры, по возможности получая в ответ лишь причитающееся по случайному стечению обстоятельств. И деяние, и получение не были дозированы и предопределены, а тем более соотнесены и соразмерены. Каким же образом слабое моральное сознание доисторических людей измеряло ценность человеческого существования? Эта ценность первоначально определялась все той же потребностью выживания коллектива. Существует взгляд, что коллективный труд, опосредованный речью, дает сознание моральной ценности человека. Но нам важно найти форму раннего признания человеческой самоценности. Над этой формой еще довлеют природно-родственные взаимосвязи. Человек оценивается людьми с точки зрения роли родственных связей для выживания. Родство служит средством выявления человечности в отношениях людей. Поэтому различие человеческой ценности выражается в общественно-родовом статусе. Семейное положение служит мерой человеческих достоинств. С одной стороны, человек выделяет себя из животного мира лишь условно. Отношение человека к вещам и животным всегда обусловлено той ролью, которую эти животные и вещи играют в жизни человека и общества. Нравственную оценку применяют не только к поступкам человека и явлениям общества, но и к природной среде. С другой стороны, самосознание, понимание мотивов своего поведения и контроль над ним связаны с признанием других людей такими же субъектами деятельности. Появляется способность взглянуть на ситуацию с точки зрения другого человека и сопереживать ему. Становится возможным усвоение норм и нравственного сознания как средств поддержания существования и выживания. В человеческую практику входят противоречия между индивидуальными опытом и оценкой и общественной нормой.

Принцип общественной организации был еще не доступен сознанию в категориях свободных от понятий родства. Общественное сознание, которое еще сохраняет синкретически-архаическую форму, использует для оценки устройства общества, которое еще не вычленяется из мироздания, категории добра и зла, не выделяя принцип эквивалентного воздаяния в особую структурную единицу мышления. Если с появлением выбора между добром и злом действительно начинается моральное сознание, то далее в качестве критериев добра и зла вырабатывается понятие равенства. Здесь оценочный аспект нравственных категорий преобладает над императивным аспектом, который характерен для цивилизованного общества.