Денежные коммуникации

Денежные коммуникацииДенежные коммуникации оказываются в высокой степени доступными. Требования к личности, способной на такую коммуникацию, касаются минимальной культурной включенности и интеллектуальной развитости. Перед лицом денег уравниваются все остальные социальные качества человека, он становится свободен от иных социальных императивов, кроме денежного. Хорошо подметил Г. Зиммель, сказав в своей работе «Философия денег», что деньги — это родина безродных. Перед лицом боязни неудовлетворения собственных потребностей общество готово не обращать внимания на остальные социальные свойства людей, в частности на пол, возраст, этничность, профессию, идеологию, вероисповедание, нравственность и пр. Люди идентифицируются по их финансовой состоятельности. Она становится показателем социальной состоятельности личности в целом. Благодаря денежным коммуникациям снижается социальное значение ближних связей и возрастает значение дальних социальных связей человека. Дальние коммуникации оказываются наиболее обезличенными, отчужденными и в итоге более открытыми для рациональности. Дальние коммуникации свободны от привычек и эмоциональных переживаний. В них нет устойчивых предшествующих социальных связей. Они гораздо больше подходят для денежной логики. Их не только легче установить, но проще порвать. Обязательства при разрыве денежной коммуникации не выходят за рамки договорных обязательств и имеют юридически формальный характер.

Современные исследования денег продолжают традицию Г. Зиммеля, когда касаются соответствующего социального действия, или, другими словами, фокусируются на проблемах монетарного поведения. Легко догадаться, что, если иметь в виду широту проникновения денег в нашу с вами жизнь, монетарное поведение встречается почти повсеместно — не только на рынке или на работе, но даже в семье или на отдыхе. Деньги влияют на поведение политиков и спортсменов, ученых и врачей, мужчин и женщин, детей и стариков, приобретая в каждой из конкретных сфер свою неповторимую специфику. В силу этого тематика монетарного поведения видится почти безграничной для социологов. Отечественная литература дает массу примеров подобных исследований. Не менее изученной в наши дни стала еще более узкая тема финансового поведения, связанного с развитием новых рыночных институтов в России, на что также успели отреагировать отечественные ученые. Сегодня каждый хочет стать докой в деле использования денег. Причем соответствующее умение необходимо не только для того, чтобы их заполучить, но и чтобы их потратить.