Надежный внешний контроль

Надежный внешний контрольВ организационной структуре компании выделялись два фактически равнозначных по своей важности центра: в метрополии и в Батавии. Исследование модели подобной системы показывает, что она является устойчивой, если участникам позволяется вести себя «чуть-чуть» нечестно. Величина этого «чуть» возрастает в том числе с увеличением степени ненаблюдаемости и уменьшением вознаграждения. На практике управленческие директивы из метрополии шли многими месяцами, так что надежный внешний контроль удаленных подчиненных был сильно затруднен. Размер «белой» зарплаты, как элемента внутренней мотивации к честной работе, также оставлял желать лучшего. При ее установлении принимался во внимание заработок работников под «брендом» фирмы на стороне. Пока не окреп конкурент в лице английской компании, у служащих не было иного «работодателя» и альтернативных каналов вывоза в Европу личных ценностей. Тем самым монополия ограничивала модель оппортунистического поведения, обеспечивала картельную заинтересованность и скрепляла в единую цепь узлы посредников на пути товаров из Европы в Азию и обратно.