Семейный бизнес

Семейный бизнесВообще компании, в зависимости от размера, делятся на три категории — малый, средний и крупный бизнес. Обычно их различают по двум основным критериям — численности наемных работников и размеру выручки от реализации товаров и услуг. Согласно Федеральному закону 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства», принятому в 2007 г., на малых предприятиях в России должно быть занято не более 100 сотрудников, а на микропредприятии — не более 15. К разряду последних относится в первую очередь семейный бизнес. Кроме того, важно помнить, что к этой же категории относится и так называемая «самозанятость» или, пользуясь другой терминологией, индивидуальная трудовая деятельность. К среднему предпринимательству относятся компании с количеством наемных работников от 101 до 250. Соответственно, крупным бизнесом считаются компании, где заняты более 250 сотрудников. Необходимо отметить, что интересы владельцев малых и средних предприятий во многом сходны. Неслучайно за рубежом даже появилась даже аббревиатура SME, т. e. малые и средние предприятия. Интересы владельцев крупных предприятий во многом не совпадают с проблемами представителей малого и среднего бизнеса. Так, например, у них есть и политические амбиции. Примером попытки их реализации может служить участие бизнесмена М. Прохорова в предвыборной президентской кампании в России в 2012 г.

На следующем этапе развития предпринимательства появляются государственные и общественные предприятия. К таким предприятиям Тине относится критически, поскольку, по его мнению, их руководители боятся риска. Таким образом, постепенно изживается такое необходимое для настоящего предпринимателя психологическое качество, как предприимчивость. Представляется, что такая позиция автора обусловлена в первую очередь его неприятием социалистической революции в России, в результате которой частное предпринимательство было ликвидировано. Кроме Советского Союза, к странам с преобладанием государственного предпринимательства Гинс относит фашистскую Италию и нацистскую Германию. Фашизм ограничивал внешнюю торговлю, цены на основные предметы потребления были подчинены регулированию со стороны государства. Кроме того, во времена Б. Муссолини были созданы так называемые гильдии, в состав которых входили как владельцы предприятий, так и рабочие, причем последних было гораздо больше. На заседаниях гильдий принимались в том числе и решения о том, куда направить полученную в ходе работы предприятия прибыль. Очевидно, что если вставал вопрос, инвестировать ли прибыль в развитие предприятия, то решался он большинством голосов в пользу последних. Таким образом, бизнес в фашистской Италии постепенно приходил в состояние стагнации. В отличие от итальянского фашиз•ма немецкий нацизм пришел к власти с уже готовой программой подчинения частного предпринимательства государству. Гитлеризм был враждебен всякому проявлению классового начала, поскольку нацистское государство бесклассово. Нацизм признавал собственность «займом от нации» по аналогии с феодализмом, когда существовали верховная и подчиненная формы собственности.