Американская социология

Американская социологияАмериканская социология к 1930-м гг. представляла собой развитый, институционализированный комплекс научного знания, социология уже стала полноправной академической дисциплиной, издавались специальные теоретические социологические журналы, проводились огромного масштаба эмпирические исследования, в том числе в области трудовых отношений. К тому времени сложилась и определенная традиция в социологии — Чикагская школа, в 1894 г. в Чикагском университете был организован первый социологический факультет. В 1894 г. вышел, опять же в Чикаго, первый социологический учебник в США, а в 1921 г. — знаменитый учебник Р. Парка и Э. Берджесса «Введение в науку социологию», ставший своеобразной библией социологии.

Американская социология того периода была во многом эмпирической и проблемно ориентированной, среди теоретико-методологических подходов преобладали «социальный бихевиоризм» и «символический интеракционизм». Американская социология с 1920-х—1930-х гг. стала ведущей в мире, особенно по количеству публикаций, лекционных курсов и факультетов в университетах, центр социологического знания перемещается из Европы в США. Но что касается теоретических подходов, то, несмотря на большое количество исследований, американская социология в 1920-х—1930-х гг. так и не дала своих классиков, сопоставимых с Вебером или Дюркгеймом. Как уже отмечалось, почти никто из первого поколения американских социологов не интересовался экономико-социологической проблематикой, за исключением, может быть, А. Смолла и Ч. Х. Кули, который защитил диссертацию в 1894 г. по экономике. Первым проблему интеграции экономико-социологического знания в США в 1930-х гг. поднял Т. Парсонс, ему же предстояло заполнить теоретический вакуум американской социологии. Парсонс после окончания колледжа Амхерсте продолжал обучение сначала в Лондонской школе экономики, а затем в Гейдельбергском университете, где он и защитил диссертацию на тему «Понятие капитализма в новой немецкой литературе». Основными объектами его анализа были теории капитализма Зомбарта и особенно Вебера. Как писал сам Парсонс: «Эта работа определила два главных фокуса моих будущих научных интересов: во-первых, природа капитализма как социально-экономической системы и, во-вторых — работы Вебера как теоретика роциологии». Влияние экономико-социологических идей Вебера на Парсонса было настолько велико, что Парсонс решился перевести на английский язык «Протестантскую этику и дух капитализма».